Почему Москву затапливает после сильных ливней?

Поделиться
Photo
Анатолий Чибриков
главный инженер ГУП «Мосводосток»

Есть несколько причин подтоплений городских территорий. Во-первых, изменились климатические условия: дожди с высокой интенсивностью стали выпадать чаще. Во-вторых, сточные воды перегружают водосточные сети (при их проектировании была заложена низкая пропускная способность). Существующие сети дождевой канализации проектировались по действующим на тот момент нормативным документам. Особенно это касается ЦАО. В-третьих, водонепроницаемых поверхностей (асфальтобетонных покрытий) стало больше, а водопроницаемых меньше. Из-за этого больше воды скапливается на поверхности. Вода не просачивается в грунт и в итоге увеличивает нагрузку на ливневую канализацию.

Еще одна причина: во время выпадения интенсивных осадков решетки водоприемных колодцев засоряются бытовым мусором, листьями и грунтом с прилегающих территорий. Кроме того, в Москве есть пониженные места, где отсутствует водосточная сеть. ГУП «Мосводосток» ремонтирует и чистит водосточные сети и водоприемные колодцы четко по планам-графикам регламентных работ, а также после интенсивных дождей. Невыполнение проектных решений в части ремонта и реконструкции городских дорог и проездов приводит к тому, что вертикальная планировка нового асфальтобетонного покрытия не обеспечивает надёжный водоотвод в существующие дождеприёмные колодцы.

У нас есть нормативные документы, которые позволяют определить, какой интенсивный дождь должен быть принят в водосточную сеть. Эта методика дает обоснование, почему интенсивные дожди не могут быть приняты в трубопровод и должны быть на незначительное время (ориентировочно от получаса до двух часов, в зависимости от интенсивности выпавших осадков) оставлены на городской поверхности для окончательной обработки воды городской сетью дождевой канализации. При проектировании сети дождевой канализации заложены допустимые высоты затопления: 0,25 м от лотка проезжей части проезда и 0,50 м от лотка проезжей части в низинах.

Если предположить, что в водосточную сеть города должны поступать все дождевые воды любой интенсивности, то сечения всех трубопроводов должны быть увеличены в пять-десять раз. Количество дождеприемных решеток также должно увеличено по всей территории Москвы, что нереально. Нигде в мире такое не практикуется.

Поэтому принципиальный методический подход, заложенный в нормативные документы, основывается на рациональном и сбалансированном выборе сечения трубопроводов дождевой канализации, как с технической, так и с экономической точек зрения (учитывается стоимость строительства и последствия затоплений).

6
0
Photo
Александр Усольцев
москвовед, редактор «Сквера»

Москва – старый город, и вся ливневая канализация в центре была устроена еще в в советское время. Во многих местах еще и до войны. Со временем в критических местах ливневая канализация имеет свойство забиваться, её, конечно, периодически прочищают, но это не всегда просто, поскольку многие коллекторы проходят под оживленными улицами. По этой же причине реконструкция ливневой канализации во многих местах города всегда сопряжена с большими расходами и перекрытием улиц, что также вызывает недовольство жителей, поэтому в некоторых местах пока проще дежурить аварийным машинам, но, конечно, успевают не всегда, да и прогноз погоды часто подводит.

3
0

Зарегистрируйтесь, чтобы отвечать на вопросы

Войти как организация