Были ли в Ново-Николаевске олигархи? Кто был самым крутым?

Фото: Музей города Новосибирска

Поделиться
Photo
Константин Голодяев
сотрудник музея города Новосибирска

Олигархи – слово не из той жизни. В Ново-Николаевске было достаточно предпринимателей. Для предприимчивых людей были возможности из крестьянского сословия попасть в купеческое или просто стать уважаемыми в городе людьми. И многим это удавалось. За 10-15 лет. Кто хотел работать – работал.

Николай Литвинов, приехав в посёлок простым фельдшером, стал печатным магнатом.

Кузнец Дмитрий Барабанов, дом которого недавно включен в перечень объектов культурного наследия, был принят в купеческую гильдию, был избран гласным городской думы.

Зиновий Фёдоров их простых кондукторов стал успешным предпринимателем.

И т.д., и т.д.

На выборах в первое городское самоуправление в 1904 году был установлен имущественный ценз в 100 рублей. Таких набралось около 830 человек, что составляло менее 25% домохозяев города. В списке лидирует купец Фёдор Маштаков – 20770 рублей (не считая имущества брата и пр.), купец Иван Суриков – 17200, купец Евграф Жернаков – 6230 руб, кожевенник Захар Крюков – 4000, аптекарь Пётр Ковнацкий – 4000, пивовары Ворсины 3745, есть и кривощёковские крестьянине Иван Карелин и Матвей Чередов – 1890 и 1000.

По сути, малый и средний бизнес построил город. Его (города) чаяния не были безразличны горожанам. Развивая город, они развивали своё дело.

Взять самого успешного главу города Владимира Жернакова.

Как он бился за то чтобы Алтайская железная дорога примкнула к Транссибу именно у нас в Ново-Николаевске, а не в Омске или Тайге. Здоровье подорвал, но за время его руководства бюджет города вырос в три с лишним раза. Город стал равным другим, старым городам России, а где-то и превосходил их.

В то время благотворительность была неотъемлемой чертой дела (бизнеса). Кто чем мог. Первый мэр Суриков практически за бесценок сдавал свои дома под школы,

Барабанов жертвовал железо на крышу часовни Николая.

Андрей Крячков бесплатно сделал её проект,

Ковнацкие были театральными меценатами, супруги Востоковы развивали детские приюты.

Маштаковы жертвовали своё имущество на благо «вдов и сирот воинов».

Продолжать можно долго…

9
0
Photo
Tatiana Lomakina
коренная бердчанка, журналист, фоторепортёр, мать и дитя

Вот как раз сегодня довольно знаменательный день. Дело в том, что ровно 100 лет назад, 3 ноября 1916 года, купцы Маштаковы пожертвовали Ново-Николаевску свое имущество на благо «вдов и сирот воинов, положивших жизнь свою на поле брани для защиты нашего дорогого Отечества»: они передали городу для организации приюта два земельных участка с постройками в районе современного кинотеатра «Маяковский». Ново-николаевская городская дума решила присвоить новому приюту имя купцов Маштаковых. Однако это решение не было исполнено — случилась революция. И вот сегодня на фасаде, правда, другого уже здания — центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Жемчужина» — установили и торжественно открыли памятную доску Маштаковым (кстати, она первая посвящённая ново-николаевским купцам). А в холле центра теперь есть фотовыставка о купцах Маштаковых и Ново-Николаевске начала ХХ века.

Ещё добавлю, что из разных источников кое-что известно о первом в Ново-Николаевске автомобиле. По одним (неподтверждённым) сведениям он принадлежал сыну Фёдора Даниловича Маштакова Иннокентию: автомобиль Ford он получил в подарок от отца в 1907 году. По другим сведениям — согласно статистике Томского губернского управления за 1912 год — единственным в Ново-Николаевске автомобилем на тот момент был не Ford, а Daimler, но первым автомобилистом всё так же являлся Иннокентий Фёдорович. Есть и третья версия: в воспоминаниях жительницы Ново-Николаевска Марии Конисской, внучки малороссийского писателя Александра Конисского, говорится о том, что единственное в городе авто принадлежало Второву, чьё предприятие «Товарищество А.Ф. Второва с сыновьями» владело торговыми точками в Ново-Николаевске и ещё примерно дюжиной таковых по всей Сибири.

Но есть и ещё одна занимательная история, озвученная вот тут, но без указания источника, что, конечно, несколько превращает её в байку. Вкратце: бердский купец и меценат Владимир Александрович Горохов всё-таки был первым в округе покупателем (но не владельцем) автомобиля, который приобрёл в 1898 году на Всемирной выставке в Париже. Однако до Бердска агрегат не добрался: в Россию автомобиль отправили на поезде, но уже где-то за Уралом состав пошёл под откос, и то, что было авто, стало просто грудой металла. Правда или нет, утверждать не берусь. Но тот факт, что Владимир Горохов был очень в хорошем смысле слова крутым предпринимателем своего времени и многое вложил в Бердск (не постесняюсь сказать, старшего брата Новосибирска) неоспоримо: если бегло, то почитайте, например, тут, там, здесь, ну и сюда загляните.

6
0
Photo
Константин Скотников
художник

Да, господа! Сердце кровью обливается! Люди были!

5
0