Что на самом деле важного или просто интересного было в Новосибирске 7 ноября в прошлом?

Какие исторические для города события происходили в этот день в прошлом? Чем запомнился этот день кроме демонстраций?

Поделиться
Photo
Елена Щукина
директор Музея города Новосибирска

С 1918 по 1991 год 7 ноября (25 октября по «старому стилю») и 8 ноября отмечалась годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Все эти годы День 7 ноября был «красным днем календаря» и главным государственным праздником. С распадом Советского Союза и отлучением компартии от власти все это закончилось. В первое время в России праздник 7 ноября был переименован в День согласия и примирения, а потом отменен совсем.

Многие годы сохранялась традиция, уходящая корнями ещё в 20-е годы, приурочивать что-либо к очередной годовщине. Помимо обязательных демонстраций и парадов в этот день в Новосибирске происходило немало примечательного. Например, в Академгородке к празднику всегда подходили с выдумкой, и однажды создали революционный броневик на базе простого ГАЗ-69.

1922 год. Спустя пять лет после судьбоносных октябрьских событий в Новосибирске появился монумент памяти в сквере Героев революции. Он воплощен в виде прорвавшей скалу мускулистой руки, сжимающей горящий факел, — символа бессмертия революционного подвига погибших за советскую власть.

1927 год. К десятилетию Великого Октября был построен Дворец труда, сейчас известный всем новосибирцам как Академия водного транспорта. При этом, на его крыльце-трибуне был установлен первый как в городе, так и в Сибири памятник В.И.Ленину – точная копия того Ильича, что стоит в Ленинграде у здания Смольного. Позже памятник перенесли – сейчас он стоит через дорогу от здания, и показывает рукой в противоположную изначальной сторону.

6 ноября 1932 года газета сообщает: для участия в октябрьских торжествах в Новосибирске организован хор из 1500 человек; к празднику рабочим будет выдано по 300 гр белой муки, 530 гр мяса, школьникам – по 100 гр яблок и 50 гр сахара.

6 ноября 1935 года. На левом берегу начала свою работу ТЭЦ-2 – первая тепловая электростанция в молодом тогда еще городе. Тепло в квартиры новосибирцев она несет и по сей день.

7 ноября 1942 года в оперном театре после торжественного собрания в честь годовщины Октябрьской революции состоялся первый концерт на сцене будущего театра. За пять месяцев (с ноября 1942 по апрель 1943) было дано 150 концертов. Здесь зрители встречались с прославленными артистами Юрьевым, Черкасовым, Скоробогатовым, слушали концерты джаз-оркестра Утесова, симфонического оркестра под управлением Мравинского, ансамбля песни и пляски под управлением Дунаевского. В этих стенах звучала Седьмая симфония Шостаковича, были выставлены полотна из Третьяковской галереи, экспонаты Этнографического музея.

1949 год. В городе появляется новая достопримечательность – монумент нашему прославленному земляку, легендарному асу Великой Отечественной войны Александру Покрышкину. Бюст открыли 7 ноября на торжественном митинге в присутствии самого Александра Ивановича. А установили памятник рядом с площадью Ленина – на входе в аллею на Красном проспекте, рядом со зданием нынешней архитектурной академии. В 1981 году из-за строительства метро его перенесли на площадь Свердлова, где он стоит и сейчас.

20 октября 1955 года состоялось торжественное открытие автомобильного моста через реку Обь, в 17 часов состоялся митинг, площади с правой и левой стороны моста заполнили десятки тысяч новосибирцев. В 17:45 были перерезаны алые ленты, и началось движение. Вечером в день пуска моста новосибирцы увидели прекрасное зрелище – яркой гирляндой засветилась Обь. Дорогу идущему транспорту осветили семь мачт со светильниками, установленными на мосту. А спустя две недели колонны демонстрантов Кировского района, пройдя по мосту, впервые приняли участие в праздничной демонстрации на центральной площади города. Вдоль нынешнего проспекта Карла Маркса к коммунальному мосту подступали огороды поселка Бугры да заросли бурьяна. Ранее существовавший понтонный мост стал теперь не нужен. Настоятельная потребность в мосте, соединившем центральную часть города с промышленным левобережьем, стала ясна уже в 1920-е годы. В конце 1930 проект моста был готов, но его осуществлению помешала война. Подготовительные работы начались в 1952, но сильно затянулись, так как пришлось переселять жителей с места строительства, создавать бетонный завод и лесозавод. Огромный объем работ был выполнен быстро и на весьма высоком уровне.Еще не было мостов с такими большими пролетами — 120 метров. При монтаже на мосту все 380 тысяч отверстия для клепки сошлись сразу, что ускорило работы. Ажурные арки изготовлены из особой высокопрочной стали, поэтому способны выдерживать колоссальную тяжесть пролетных строений. Проезжая часть построена так, что ее железобетонная плита соединена с металлическими конструкциями в единое целое. Строительство Октябрьского моста считалось в те годы комсомольской стройкой.

1957 год. На этот раз ко дню рождения революции в Новосибирске приурочили пуск первых троллейбусов. Торжественный пуск состоялся 6 ноября того же года, маршрут №1 проложили по Красному проспекту – 10 километров от улицы Мостовой (там, где сейчас автовокзал) до городского аэропорта и обратно. Сказать, что появление троллейбуса вызвало у горожан ажиотаж – не сказать ничего. Машины просто брали штурмом – всем хотелось прокатиться на «электрическом автобусе». Говорят, что в тот день троллейбусы перевезли более 15 тысяч новосибирцев.

А непосредственно в сам праздничный день, 7 ноября 1957 года, в Новосибирске началось телевещание, о чем и возвестила с немногочисленных тогда в городе «голубых экранов» диктор Лилия Луцко. Первая программа длилась 2 часа 14 минут. Вещание стало проводиться пять раз в неделю с ежедневной продолжительностью 2-2,5 часа. Первая студийная передача, адресованная детям, называлась «Говорящие книжки». Дикторы для того, чтобы камера смогла показать их крупным планом, сами подходили к ней.

6 ноября 1967 года в Новосибирске был торжественно открыт Монумент Славы. Более 30 тысяч горожан отдали свои жизни в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны и их имена увековечены на 10-метровых пилонах — в ансамбле монумента шесть стел: «Призыв», «Горе-голод», «Война-разруха», «Война-баталия», «Победа», «Мир», на оборотной стороне которых нанесены более 30 тысяч имен погибших сибиряков. А за этими пилонами – скульптура Скорбящей матери и чаша с Вечным огнем, зажженным от работавшей всю войну печи завода им. Чкалова. За мемориалом посажены 100 сосен, посаженных в честь новосибирцев, ставших Героями Советского Союза. А еще Аллея оружия, памятник Единству Фронта и Тыла, часовня Георгия Победоносца. Общая площадь ансамбля – почти два гектара. Автор — знаменитый новосибирский скульптор Александр Чернобровцев.

5 ноября 1970 года на центральной площади проходит общегородской митинг, посвященный открытию памятника Ленину. Вес скульптуры вождя составляет 10 тонн, высота 6,5 метров.

4 ноября 1978 года торжественно открывается строившийся с 1971 года второй автодорожный мост через Обь — Димитровский.

7 ноября 1979 года похорошела главная площадь города. На фасадах зданий – красочные панно, полотнища с пламенными словами Призывов ЦК КПСС к 62-й годовщине Великого Октября, портреты руководителей Партии и Правительства. Под бодрые звуки марша на площадь вступают многолюдные колонны Заельцовского, Дзержинского, Центрального и Железнодорожного районов. Гордо несут свои знамена коллективы предприятий. Над площадью колышется разноцветная волна знамен, флагов, шаров, цветов и транспарантов. Мимо трибуны проходят колонны трудящихся Ленинского, Кировского и Октябрьского районов. Но всё это исчезло на несколько лет из-за строительства метро.


7 ноября 1985 года новосибирцам вновь «вернули» площадь Ленина и центральную часть Красного проспекта, которые были на несколько лет закрыты и раскопаны. В праздничный день автомобили, автобусы и троллейбусы опять стали ездить через площадь, которая, в свою очередь, вновь стала местом для всех главных празднований в Новосибирске – Дня международной солидарности трудящихся, Дня Победы и того же 7 ноября. Позже в этот список добавился День города и другие знаменательные даты и события. Ну а тогда, в 1985 году, оставалось всего два месяца до долгожданного открытия первых станций метро.

2
0