Как реку Каменку прятали в трубы?

На месте нынешней Ипподромской когда-то текла река Каменка. Когда, как и зачем её упрятали в трубы? Неужто городу не нужна была ещё одна река?
Поделиться
Photo
Константин Голодяев
сотрудник музея города Новосибирска

Каменка была достаточно быстрой и относительно полноводной речкой с крутыми обрывами берегов и множеством примыкающих оврагов. В начале XX века в её устье даже заходили небольшие суда – здесь была пароходная верфь, которая занималась ремонтом или переоборудованием речных судов.

На Каменкие работали каменоломни, несколько мельниц. Весной жители Ново-Николаевска страдали от паводков, которые подмывали, а порой и вовсе сносили постройки в нижнем её течении.

Вода в Каменке была и так очень мутная, а в черте города еще и загрязненная бытовыми и производственными отходами. Однако мальчишки с удовольствием в ней купались, а воду из реки применяли для технических и противопожарных целей вплоть до 1950-х годов.

В 1925-26 годах через реку был наведён первый железобетонный мост, получивший название Сибревкомовский (по выходившей на него улице). Высота моста тогда составляла 23 метра, а ширина рассчитывалась под запуск трамвая. Извозчикам разрешалось двигаться по мосту только шагом. Трамвай там так и не пустили, а вот троллейбусы и автобусы по нему ходили.

Вид на долину Каменки был довольно неприглядный. Каньон был усыпан находящимися в относительном беспорядке тысячами стареньких деревянных строений. Об этом, например, можно судить по до сих пор сохранившимся домам по ул. Левый берег Каменки с номерами 1474-1488.

Каньон реки, рассекающий город с сетью прилегающих оврагов был серьезной проблемой для растущего города, его транспортных и иных коммуникаций, и в 1960 году было принято решение о благоустройстве долины реки. Работы по замывке реки начали в 1967 году от улицы Большевистской к железнодорожным путям и до Оби, потом – до улицы Лежена.

Песок для замывки земснаряды брали прямо со дна Оби, и по трубам гнали к месту замыва. Большие трубы шли от реки, проходили под Большевистской (там долго время был очень удобный пешеходный переход), потом ползли вдоль Каменки, до рабочей площадки, где из них изрыгалась смесь песка и воды. Вода уходила вниз, в Каменку, а бульдозеры раскатывали-трамбовали песок. И так два с лишним десятка лет. Вот эта труба.

Операция значительно углубила фарватер Оби (до 5-6 метров), вода отошла от берегов, в результате чего наша набережная стала «сухой». Ведь проектировали её и строили до решения о замыве.

Кроме того, в рамках то же программы были построены дамбы по Военной, Кошурникова. Одновременно шло возведение моста по Октябрьской магистрали. Кстати, это не совсем верно, что река бежит на месте нынешней Ипподромской. Течение её «виляло». Например, она бежала и по краю нынешней «Ауры». Я вот здесь путём наложения старых карт прорисовал линию реки. Но во многих местах коллекторы «подравняли» эту линию.

Общая длина реки – 33 км. Так что под землей сегодня совсем небольшая её часть. Всего до 1992 года было замыто 6 км 100 м реки. Протяженный открытый участок Каменки сегодня можно видеть только в Дзержинском районе.

Дальше река уходит под насыпь, продолжая течение в трубах и бетонных коллекторах. В некоторых местах глубина залегания реки доходит до 25 метров (восьмиэтажный дом). Надо отметить, что там, под землей вовсе не царит мрачное безмолвие. По подземной реке любят прогуливаться диггеры, они красиво подсвечивают пространство, там устраиваются различные фотосессии, проходят рок-концерты.

Есть у реки и своя легенда. Крутые обрывы её берегов и примыкающие овраги породили байку о том, что где-то в них спрятана часть золота Колчака, что провозили через Ново-Николаевск в ноябре 1919 года.

На самом деле, пропажи золота именно у нас не зафиксировано, но легенда увлекательная – золота пока не нашли.

8
0
Photo
Иван Ветров
заведующий музеем Октябрьского района Новосибирска «Закаменка»

К замыву реки Каменка в г. Новосибирске имеет непосредственное отношение Специализированное управление № 483 производственного строительно-монтажного объединения «Трансгидромеханизация». Это специализированное управление ведёт свою историю с 1949 г., когда началось строительство железной дороги, которая должна была пересечь реку Чусовая. Подходы к железнодорожному мосту доверили сооружать «Трансгидромеханизации», именно тогда создаётся строительно-монтажный участок № 12, будущее СУ № 483.

Специалисты СМУ № 12 появляются в Новосибирской области ещё до грандиозных манипуляций с рекой. В 1955-1958 гг. участок переводится в нашу область для строительства железнодорожного моста через р. Бердь в районе Бердска. Возвращение состоялось в 1967 г. Тогда уже СУ № 483 принимает активное участие в работах по ликвидации оврагов в Новосибирске, в пойме реки Каменка. С 1967 по 1973 гг. специализированным управлением в бывшие овражные зоны рек было уложено более 5 млн. кубометров песка, который брался не только из русла реки Обь, но и в 5-6 км от основных работ, в левобережной зоне Новосибирска.

Специализированное управление № 483 в городе Новосибирск также занималось замывом долины реки Ельцовка, намывом территории под строительство жилых массивов «Береговой» и «Западный».


Пойма реки Каменка в 1967 г.

Пойма реки Каменка в 1989 г.

Земснаряд 18-42, принимавший участие в замыве реки Каменка

4
0
Photo
Борис Рогов
Краевед-любитель.

Детство мое прошло в каньоне Каменки и прилегающих к ней оврагах. Домик наш стоял на склоне Лескова лога, одного из самых глубоких городских оврагов. Прекрасно помню как было здорово играть в этих оврагах в войнушку и в индейцев, копать пещеры и устраивать запруды на ручьях. Про золото Колчака тоже помню детские легенды. Даже слух был, что кто-то что-то нашел. Не более чем слух, конечно.

Речки подобные Каменке являются разрушительным фактором для городской среды, потому что постоянные эрозионные явления ведут к расширению и углублению их пойм, появлению новых оврагов. Бороться с эрозией методами укрепления берегов очень сложно и очень дорого. Кроме того, в эти речки постоянно сбрасывались канализационные стоки и запашок стоял там ядреный. Из-за сбросов Каменка не замерзала зимой и над ней постоянно стояло облако пара. Поэтому могу ответственно заявить, что запрятали ее в трубы совершенно справедливо. 

На вот этой схеме хорошо видно как эрозия разъедала городскую ткань.



2
0