Какой вокзал в Новосибирске всё-таки самый старый — Главный или Южный?

Поделиться
Photo
Константин Голодяев
сотрудник музея города Новосибирска

Вопрос задан некорректно, поэтому придётся отвечать не напрямую. Южный вокзал старше нынешнего Главного, но гораздо младше предыдущего.

НО! «самый старый» вокзал был ни там и ни там, а на станции Кривощёково. Железнодорожное движение от Омска до Кривощёково было открыто 1 сентября 1895 года. Правда, современное здание вокзала (теперь Новосибирск-Западный) открыто в 2000-м, а в конце XIX века здесь была станция Кривощёково с небольшим деревянным вокзальчиком, который несколько лет был действительно ГЛАВНЫМ.

По масштабам того времени это была крупная станция. «Устройство временных построек на станции Кривощёково» включало: пассажирское здание №105, деревянное, из сосновых брёвен. При нём сарай, отхожее место, помойная яма и ледник; пассажирская и багажная платформа; товарно-пассажирская платформа, с пакзаузом; паровозный сарай; мастерские; помещение для временного помещения телеграфиста; пожарный сарай бревенчатые бараки и т.д. и т.д.

На начало XX века станция Кривощёково имеет II (!) классность. При ней находятся буфет, государственная сберегательная касса, почтовое отделение. Количество отправляемых грузов с этой станции достигает до 1-го млн. пудов. В 1899 году еженедельный скорый поезд №2 (Москва-Иркутск) стоял в Кривощёково 34 минуты, а на правом берегу на станции Обь всего 7 минут. Правда, на следующий год ситуация меняется. Станция Обь уверенно выходит вперёд. Стоянка скорого в Кривощеково сокращается до 5 минут, а в Оби увеличивается до 13 минут.

Железнодорожная станция на правом берегу под названием «Обь» заработала в 1896 году, а мост через реку сдали ещё на год позже. Получается, что поезда доходили до Кривощёково, высаживали пассажиров, те самостоятельно переправлялись на другой берег, садились там в поезд и следовали далее на восток. Таким путём через будущий Новосибирск 2 марта 1897 года проехал и вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (будущий Ленин).

Одноэтажное деревянное здание вокзала станции Обь было построено в 1896 году в комплексе с прочими станционными сооружениями. Оно располагалось на территории современных железнодорожных путей, недалеко от нынешнего вокзала станции Новосибирск-Главный. Первоначально станция Обь была построена по типу V класса с двумя путями для разъезда поездов. В 1897 г. при станции уже функционировало деревянное здание вокзала III класса с залами ожидания и багажным отделением. Здесь же проводились почтовые операции, работал «кофе-ресторан» с меблированными комнатами, где пассажиры могли отдохнуть, почитать газеты и журналы, поиграть в бильярд.

В связи с ростом грузооборота станции Обь на рубеже XIX и XX веков и увеличением грузоперевозок во время Русско-японской войны к деревянному зданию вокзала с восточной стороны пристроили двухэтажное кирпичное здание. В связи с переходом Ново-Николаевска на полное городовое положение железнодорожная станция в 1909 г. была переименована. На этом здании вместо названия «Обь» появилось другое — Ново-Николаевск (с 1926-го – Ново-Сибирск). На стации работала библиотека им. Гоголя. В 1914-1915 гг. во время Первой мировой войны к деревянному одноэтажному зданию вокзала с западной стороны было пристроено ещё одно двухэтажное здание.

Деревянный вокзал сгорел в 1934 году, в это время уже строилось современное здание. Весь комплекс вокзальных сооружений станции Новосибирск был снесён в 1930-е годы во время строительства нового здания вокзала, которое было открыто в 1939 году. Долгое время наш вокзал назывался Новосибирск Первый, а потом ему наскучило, и он стал ГЛАВНЫМ.

11
0
Photo
Olga Kritskaya
краевед

Вокзал Новосибирск-Южный введён в эксплуатацию в составе Алтайской железной дороги в 1915 году. Здание вокзала Новосибирск-Главный открыто 25 января 1939 года

3
0

Зарегистрируйтесь, чтобы отвечать на вопросы

Войти как организация