Отличаются ли жители Новосибирска от жителей Академгородка или Бердска?

Поделиться
Photo
Максим Васильев
инженер

По сравнению с Академгородком, новосибирский центр более суетливый и толпливый. На академовский взгляд, городские жители менее контактны, более замкнуты, с большей (психологической) дистанцией общения. Академовские же более расслаблены и дружелюбны. В Академе работает правило не шести, а двух рукопожатий, и поэтому буквально каждый прохожий — с кем-нибудь общий знакомый. По-видимому, это и определяет уровень фоновой (дефолтовой) дружелюбности и контактности. При этом сами эти рукопожатия могут происходить прямо на улице по любому поводу или даже без него, а уж в барах — тем более.

22
0
Photo
Евгений Антропов
историк, сотрудник Музея города Новосибирска

Это один из ключевых вопросов на тему «Что такое Новосибирск», познание которого происходит в сравнении – с Академгородком. Да, это один из пяти административных районов города, но какое значение имеет официальная позиция и городская черта, если все и так знают, что Академгородок другой. История складывалась таким образом, что Академгородок изначально проектировался как закрытое сообщество. И до сих пор это замкнутая городская среда, где все друг друга знают, и, если можно так сказать, это самоограничивающееся сообщество. Это, пожалуй, единственное место, жители которого отличаются тем, что не только там живут, но и работают – я имею в виду сейчас старожилов. Академгородок – это и образ жизни: 10 минут пройти пешком от института до дома, зайти по дороге в магазин в цокольном этаже и провести там в разговоре 15 минут личной жизни – для городковца это нормально. Для горожанина – нет: ему это может казаться возвращением в эпоху советского застоя.

Новосибирцы, городковцы и бердчане отличаются идентичностью и даже ментальностбю, которые определяет в том числе и дорога – эти 30 километров имеют огромное значение. Жители Плющихинского жилмассива, например, могут сказать, когда направляются в центр: «Я еду в город». Академовцы в этом случае скажут: «Я еду в Новосибирск» — это о многом говорит. Это отдельная идентичность. Как существует, например, левобережная или бердская идентичности.

Я знаю людей, которые с 70-х годов работают в Городке, но выросли в городе и не приобрели «городковскую» идентичность: не могут понять, например, как можно жить в лесу, в глуши, где уже в 10 часов на улице никого нет и уехать оттуда сложно – нет транспорта. В свою очередь люди с городковской идентичностью искренне не понимают, как вообще возможно жить в городском шуме и пыли, в этой страшной сумрачной безумной клоаке жизни.

Лесополоса, отделяющая Городок от всего остального мира, тоже имела при его строительстве и продолжает иметь сейчас большое значение: не только как заслон от шума Бердского шоссе, но и от чужих глаз. Я думаю, что на самом деле в глубине души городковцы искренне рады этому. Городок – очень консервативное сообщество, чтобы понять его, важно понять и это. И ещё я думаю, что многие городковцы искренне уверены, что это Новосибирск при Академгородке, а не наоборот: мол, своей славой и упоминанием в мире Новосибирск обязан Академгородоку. Но вообще-то, Городок только начал принимать свой облик, в то время как в самом Новосибирске уже родился миллионный житель – это было в 1962 году.

С Бердском тоже интересно. И там есть старожилы, но они другие – в том смысле, что если в Академгородке это в основном академики, доктора и кандидаты, то в Бердске это большей частью простые советские работяги. Ну а новосибирцы давно привыкли считать Бердск спальным районом и порой не без основания: многие ведь каждый день ездят в город на работу или на учёбу.

Вообще всё это отражает такую «архипелажную» ментальную карту города. Новосибирск же классический мегаполис: он как архипелаг состоит по крайней мере из нескольких городов, если не из десятков. Есть Левый берег – Кировская и Ленинская части Новосибирска, Академгородок, Бердск. А на Правом берегу существует понятие центра и спальных районов. А ведь ещё есть город Обь и Кольцово. Так что разговор об этом можно продолжать бесконечно.

17
0
Photo
Tatiana Lomakina
коренная бердчанка, журналист, фоторепортёр, мать и дитя

Как коренная бердчанка, успевшая довольно долго пожить в Новосибирске (и на Правом, и на Левом берегу) и в Верхней зоне Академгородка, отвечу: жители этих мест отличаются помимо прочего в восприятии пространства и расстояний. Четверть (если не треть) бердчан — а, на минуточку, всего в Бердске живёт больше 100 тысяч человек — не то, чтобы с лёгкостью, но со смирением точно, ежедневно преодолевают 30 километров, дабы добраться до работы/места учёбы. 50 минут на электричке для бердчанина — просто тьфу. Некоторые даже возят своих детей в новосибирские частные школы и садики. И это при том, что большинство бердчан трепетно любят свой городок: здесь зелено, уютно, спокойно и... скучно. Хорошо оплачиваемой работы практически нет, с развлечениями тоже туго. Вот и жертвуют люди своим временем, проводя его в дороге, но это делает их очень мобильными и лёгкими на подъём. Конечно, речь идёт о молодёжи и людях среднего возраста.

А вот новосибирцы или академовцы, по моим наблюдениям, совсем не любители срываться в дальние дали. Всегда ищут что-то нужное в магазинах поближе к дому, ну разве что ИКЕЮ сложно чем-то заменить. Покинуть свой двор на Родниках, чтобы погулять с ребёнком час-другой в Берёзовой роще или в Сквере Славы — поступок самых отчаянных. Замечу, что за последние лет 10 Бердск существенно пополнился новосибирцами, перебравшимися в город-спутник из-за доступного, но при этом комфортного жилья. А потому — здравствуйте, бердские пробки и свеженькие пассажиры электричек. При этом, к притоку иногороднего населения коренные бердчане относятся никак: приехали, ну и живите себе с богом. Словом, гостеприимные люди, эти бредчане. Чего не скажешь про Академ. В 2007 году, когда я поселилась в сердце Городка — на Морском проспекте, — мне довелось впервые услышать здесь легендарную фразу: «Понаехали». Городок чудеснейшее из мест: такой камерный, уютный и само собой интеллигентный. Однако, коренные академовцы с большой настороженностью относятся к притоку свежей крови, если она тут оказалась не знаний ради, а чтобы жить. Выглядит это как высокомерие, но, полагаю, это всё же говорит в людях потревоженное чувство безопасности: как будто на твой райский уголок совершили набег дикие, некультурные орды варваров, которые не ровён час изничтожат всё, что так мило сердцу истинного академовца. И, откровенно говоря, нет никаких гарантий, что эти опасения беспочвенны.

Ну и в качестве финала немного елея на сердце новосибирцев: многие бердчане хоть и не признаются в том открыто, но в глубине души воспринимают этих ребят, как успешных, почти столичных людей, которым кармически свезло родиться в мегаполисе и перед которыми открыты все дороги. Академовцев бердчане, опять же по моим личным наблюдениям, ценят столь же высоко, но с иным оттенком: как людей поголовно очень образованных и досконально разбирающихся в устройстве мира, как элиту, но чутка с прибабахом и крайне небогатую, несмотря на то, что те — обладатели престижной недвижимости, и пусть, что чаще всего это хрущи». Зато богаты духовно.

12
0
Photo
Дмитрий Герасимов
программист

Всё верно, частенько бывает идёшь от универа к ТЦ и прям как на конференции себя чувствуешь, рукопожатия, приветствия, вопросы, ответы )))

9
0
Photo
Дмитрий Лебедев
урбанист
  1. В Новосибирск и Академгородок переезжают учиться или работать из всей Сибири и Средей Азии, например, много аспирантов из Казахстана. В Бердске этого гораздо меньше: здесь нет вузов, миграционный приток небольшой, население в основном местное. Для примера можно привести Барнаул, в который в основном едут русские из сёл Алтайского края, там мне бросилось в глаза, что почти все — русые и с голубыми глазами.
  2. Уровень образования, конечно же, в Академгородке выше, публика соответствующая, с широким кругозором и любящая знания. В Новосибирске народ больше настроен на предпринимательство. В Академе с этим заметно хуже: о том, как превратить знания в бизнес задумываются немногие.
  3. Полагаю, по разным социологическим и культурным показателям Новосибирск опережает Бердск. Но с другой стороны, в Бердске и Академгородке лучше с интегрированностью в общество и местными сообществами. Твои круги общения пересекаются, и это позволяет без активной работы поддерживать в живом состоянии много отношений. В Новосибирске же твои круги общения пересекаются крайне редко, и надо всё активно поддерживать самому, например, звать знакомых встретиться пообщаться. В местных сообществах это происходит само, но у нас они есть только в малых городах.
9
0
Photo
Елена Воротникова
сотрудник Музея города Новосибирска, преподаватель НГТУ

Знакома с потомками «тех самых» ученых-первопоселенцев. Отличаются истинной культурой и интеллигентностью.

7
0
Photo
Владимир Иткин
Редактор, журналист

Для жителей Академгородка с детства заложенный паттерн: Новосибирск это не хорошо или плохо, просто некое совершенно пустое пространство, и в этой зияющей пустоте хаотично понатыканы некие зачастую полезные с точки зрения прагматики объекты — вокзал, несколько театров, магазины. Для меня существование Новосибирска всегда было под вопросом: город казался (и до сих пор кажется) миражом, не лишенным, впрочем, некой извращенной привлекательности. Городок при этом ощущался чуть ли не центром мироздания и, когда в индийском городке Харидваре, священном для хинду, я увидел мальчишку, купавшегося в Ганге и крикнувшего мне: «Тебе повезло, что ты тут. И мне повезло, что я тут», — я вспомнил схожее чувство от прогулок по ботсаду. Академгородок кажется извечным местом, но извечность эта иллюзорна: в её артериях дурная кровь СССР, и при ближайшем рассмотрении милое чудо оказывается дряхлой старухой, погруженной в летаргический сон. Возрождать старуху не стоит пусть падает из окна, но прогуляться по лесу и понять, что овраг за Золотодолинской ничем не хуже парка в Риме или Праге, всегда очень приятно.

5
0