Почему из Городского аэропорта больше не летают пассажирские самолеты?

Поделиться
Photo
Олег Кобзев
председатель клуба «Авиа-54»

Потому что это стало экономически нецелесообразно. Вроде как строили коммунизм, а теперь — капитализм. В 2011 году фирма-владелец аэропорта объявила себя банкротом и выставила его на торги. Здесь сейчас находятся военные — МВД. У них тут стоят вертолёты, которые выполняют задачи по оперативному обеспечению безопасности объектов. Если в Сибирском федеральном округе возникает какая-то чрезвычайная ситуация, силами вот этих вертолётов МВД перебрасываются группы быстрого реагирования. Полоса разделена на несколько участков. Часть из них занимает несколько автошкол. На других располагаются силы авиации общего назначения — то есть, частная гражданская авиация, принадлежащая физическим и юридическим лицам, но которая используются только в частных коммерческих или личных целях. То есть самолёты из Городского аэропорта летают, но совсем маленькие и не рейсово. Полётами занимаются частные владельцы: они могут летать куда угодно. Законы нашего государства на сегодня таковы, что для того, чтобы слетать из Новосибирска, к примеру, в Красноозёрку или Новокузнецк, надо иметь авиакомпанию. И требования к ней точно такие же, как к «Трансаэро», «Аэрофлоту», S7. Даже если у вас есть два-три самолётика на 12-19 мест и вы захотите перевезти пассажиров из Новосибирска в Чаны, то вам нужно будет всё равно сначала получить сертификат коммерческого эксплуатанта и выполнять те же требования, что и компании, летающие боингами. Из-за двух самолётов набирать в штат 50 человек никто не станет. Поэтому и малой авиации у нас, можно сказать, больше нет. Это понятие сейчас вообще отсутствует. Раньше была одна авиакомпания — «Аэрофлот». Она выполняла как большие международные полёты, так и социальные — перевозила людей даже по сёлам и деревням. Сейчас большие компании отказываются выполнять социальные функции, а маленькие создать по закону невозможно. Сейчас потихоньку запускают региональные рейсы. Из Новосибирска можно улететь, например, в Томск, в Горно-Алтайск. Хотелось бы думать, что это возрождение малой авиации, но, к сожалению, это не те симптомы, которые бы свидетельствовали о возрождении. Есть программа субсидирования местных воздушных перевозок. Пока она есть, большие авиакомпании типа «Трансаэро» готовы, получая бюджетные деньги, осуществлять эти перевозки. Как только субсидирование прекратится, сразу же прекратятся и эти перевозки. Потому что они (возвращаемся к началу) экономически невыгодны. Во мне борются два чувства. Мне хочется сказать, что будущее у Городского аэропорта есть. Но всё же я понимаю, что его нет. Во-первых, потому что земля находится в частных руках. Во-вторых, это достаточно лакомый участок земли, чтобы устроить на нём хоть деловую, хоть жилую застройку. А в-третьих, на сегодняшний день в Новосибирске нет той силы, которая была бы заинтересована в возобновлении работы Городского аэропорта. Кроме нескольких энтузиастов, никому это не нужно.

15
0
Photo
Сергей Сметанин
и.о. начальника Новосибирского авиационного спортивного клуба ДОСААФ России

Это вопрос к руководству страны. В своё время сократили очень много аэродромов, аэропортов. Вся наша аэропортовая сеть полностью уничтожена. Раньше были аэродромы и большие, и средненькие, и маленькие полевые. Сейчас остались только самые крупные. Всё остальное - среднюю и малую авиацию - у нас, можно сказать, уничтожили. К сожалению. Стало невыгодно содержать такие аэропорты. Рейсы стали сокращать. Из нашего Городского аэропорта куда летали? Томск, Ханты-Мансийск, Абакан - это рейсы малой авиации. Теперь всё - нет малой авиации. Осталась авиация общего назначения. Чтобы улететь в Ханты-Мансийск, я сначала должен попасть в Москву и только оттуда улететь Ханты-Мансийск. Чтобы попасть в Петропаловск-Камчатский, мне нужно лететь через Владивосток или Хабаровск. Цена получается порядка 30 тысяч рублей. Теперь аэропорта Новосибирск-Северный в его прямом назначении просто не существует. Здание есть, аэродром остался. Но улететь оттуда, например, в Новокузнецк уже не получится. Рейсовых полётов больше нет. Всё ушло с молотка. Когда это случилось, по-моему, в 2011 году, говорили, что на месте аэропорта будут строить жилые дома. Но там, насколько я знаю, неоднозначная ситуация со статусом земли. Сейчас там до сих пор базируется авиация внутренних войск. Эту полосу снимает одна из структур авиации общего назначения.

7
0
Photo
Svetlana Vasileva
экономист

Аэропорт обанкротили по заказу. Это всем и так известно. От ФГУП «Новосибирское авиапредприятие» он в процедуре первого банкротства перешел на ОАО «Новосибирск Авиа», которое в своё время тоже признали банкротом. В 2011 году с августа начались торги. Все объекты поделили всего на несколько лотов. Наша фирма хотела выкупить само здание аэропорта. Но нам мягко намекнули, чтобы мы не участвовали. Было несколько якобы несостоявшихся торгов, ценник опустили в два раза. И весь аэропорт с прилегающей площадью приобрела новосибирская фирма под управлением московского директора и заинтересованных лиц из Кузбасса и Нска. Они планировали грандиозное жилищное строительство. Но в последний момент землю признали федеральной собственностью под зданиями аэропорта — объектами федерального значения, а значит, приватизации не подлежащей. Ее хотели перевести в земли города, но не смогли. Затем выставили плату за пользование землей, которую фирма-собственник платить не стала, был суд. Ее, в свою очередь, тоже признали банкротом. Здания сами перевели на новых владельцев, а с землей — уже не знаю. Землю сдают в аренду автошколам, там устраиваются дрифт-соревнования. Там базируются МЧС и военные. Само здание аэропорта — памятник истории — постепенно разрушается, хотя является любимым местом для свадебных фотосессий. Был проект развития улицы Аэропорт, которая якобы должна была продлить Красный проспект, но теперь Красный будет обходить аэропорт далеко. Летать оттуда, увы, рейсово не будут. Ни полосы, ни инфраструктура уже не соответствуют нынешним требованиям. Так эта земля и застряла. До конца 2016 года был наложен мораторий на любые сделки с федеральным имуществом. Если его не продлят, то земли пустят в обиход в интересах заинтересованных лиц из Москвы и нашего города.

И стоимости 1100 там не было... Не надо писать то, чего не было. Если не ошибаюсь, все объекты Новосибирск Авиа были оценены в 36.9 млн без самолетов и прочих оборотных средств, продаваемых отдельно. Лот со зданием аэропорта оценивался в 24,5 млн. В конечном итоге после трех несостоявшихся торгов и снижения цены все было продано от «Новосибирск Авиа» примерно за 18 млн (если мне память не изменяет). В далее владельцем было ООО, и оно уже переводило свои активы по внутренним ценам.

4
0
Photo
Сквер
городской помощник

Всю лётную деятельность — пассажирские рейсы, полёты малой авиации, прыжки с парашютами — аэропорт Новосибирск-Северный», или городской аэропорт, остановил в 2010 году. Его владелец ОАО «Новосибирск Авиа» признал себя банкротом, было открыто конкурсное производство, и уже в феврале 2011 года аэропорт прекратил свою работу полностью, началась распродажа имущества. Уже через несколько дней после начала процедуры, на основной актив авиакомпании (сам аэропорт) нашёлся покупатель — московское ООО «Лира», которое отдало за это приобретение 1100 (одна тысяча сто) рублей. С момента продажи на месте бывшего Новосибирск-Северный планировалось строительство жилых кварталов и общественно-деловых центров, но проект пока не получил никакого развития. Помещения самого здания аэровокзала сейчас занимает более десятка арендаторов.

3
0

Зарегистрируйтесь, чтобы отвечать на вопросы

Войти как организация