Почему набережная такая унылая и спасёт ли её от запустения миллиард рублей?

Говорили, что набережную будут обустраивать по итальянскому проекту и собираются потратить на то миллиард рублей. Что там должно появиться, чтобы людям было комфортно?

Фото: Татьяна Ломакина

Поделиться
Photo
Константин Голодяев
сотрудник музея города Новосибирска

Про миллиард не знаю. Для меня на первом месте историчность набережной. Своя история есть и у участка от речвокзала до мостов, что занята сейчас аттракционами – дореволюционная пристань для парусных судов, пляж.

Есть и другая половинка – между коммунальным и железнодорожным мостами. Многие помнят ещё здесь чехословацкий «Луна-парк»,

а ещё раньше здесь стоял чудесный домик станции спасения на водах,

водно-спортивное общество «Динамо», откуда, кстати, началась слава новосибирского хоккея. Здесь в сезон 1948/49 годов в чемпионате РСФСР дебютировала наша команда «Динамо» (позднее слившаяся с «Химиком» и ставшая «Сибирью»). Дебют оказался сверхудачным. В тот сезон наша команда единственный раз за свою историю стала чемпионом первенства РСФСР, не проиграв ни одной игры - ни в своей 5-й зоне, ни в финале!

Ну, и конечно, самая вкусная, историческая часть набережной, которая называется «парк «Городское начало». Здесь принималось решение о строительстве мостового перехода Транссибирской железнодорожной магистрали через реку Обь. Имя руководителя изысканий, инженера Михайловского Константина Яковлевича (это не Гарин-Михайловский) присвоено набережной – МихайлОвская.

Именно здесь в 1893 году высадились первые строители дороги и моста. Здесь с начала XX века стоит каменное здание Управления Томским имением Алтайского округа, где в 1907 году была заключена самая крупная торговая сделка в истории нашего города – император продал городу свою землю, на которой тот строился. В кредит. На 20 лет! Под 4%! А город так и не успел его погасить.

Парк «Городское начало» тоже нуждается в реконструкции. Здесь не хватает даже элементарных скамеек, урн, туалетов. Рассматриваются несколько проектов его развития, предусматривающие комплексный ландшафтный дизайн, парковые атрибуты, точки общественного питания. Всё это отягощается планами строительства нового автомобильного моста. Но уже в этом году здесь появятся аккуратные информационные знаки, в следующем откроется филиал музея города.

11
0
Photo
Игорь Поповский
председатель правления Новосибирского союза архитекторов, доцент кафедры архитектуры в НГАХА, член новосибирского отделения общества охраны памятников (ВООПИК)

Проблема набережной в том, что она отрезана от крупных магистралей и транспортных развязок. Более или менее комфортный выход есть со стороны метро «Речной вокзал». Остальная часть заросла и попросту умирает, потому что у неё нет инфраструктурных объектов, которые держали бы набережную в определённом порядке.

На данный момент город не в состоянии содержать этот парк, поэтому начались поиски инвестора на его благоустройство. Это должно быть частно-муниципальное партнёрство, которое смогло бы создать и поддерживать необходимую инфраструктуру. Сейчас сложно говорить, что там будет — проект не готов. Говорят, его будут делать итальянцы. Лично у меня итальянские дизайнеры вызывают некоторое сомнение. У нас уже есть объект «Венеция», что строят на левом берегу рядом с аквапарком. И он далеко не похож на итальянское решение — такие фасады мог бы сделать любой студент НГАХА, и чем там занимались итальянские архитекторы, непонятно. Есть, конечно, отличные итальянские архитекторы, но вряд ли инвестор сможет их нанять: обустройство набережной потребует очень больших вложений. Озвучивалась сумма в миллиард рублей, но я думаю, что и этого может не хватить.

Что я считаю необходимым сделать. Для начала это должно быть круглогодичное решение. То есть должны быть объекты, где в холода люди могут согреться, выпить кофе, например. Там могли бы появиться выставочные пространства – павильоны. Но как раз против таких объектов будут стоять «зелёные» — категорически. И в результате проблема окажется неразрешимой. То есть с одной стороны, если выступать за сохранение существующего ландшафта, то он будет просто дальше зарастать и никак не использоваться. С другой стороны, создание новых объектов позволило бы оживить набережную, сделать её привлекательной. Сейчас ведь по ней возможно прогуливаться лишь вдоль подпорной стенки. А пройди вглубь – там ведь темно, убить могут! Кроме того, гулять там невозможно из-за ужасного шума и загазованности от Большевистской. Поэтому парк на набережной и становится таким островом, отрезанным от шумной магистрали.

Уже давно архитекторы говорят о том, что необходимо создать живые объекты, которые будут поддерживать жизнь набережной. Такую набережную я видел в Самаре и скажу, что там она гораздо более востребована и лучше, чем в Новосибирске. Потому что появляется ощущение обжитости этого места. Но против этого категорически стоят не только «зелёные», но и модернисты. Последним нравится, что при проезде на Большевистскую открывается простор на Обь и получается панорама. Хотя её и загораживают деревья, но ментально, в голове, она существует.

6
0

Зарегистрируйтесь, чтобы отвечать на вопросы

Войти как организация