Почему в Новосибирске в центре города обливают прохожих на Ивана Купала? Гости города в шоке.

В других регионах такого нет (Москва, Екатеринбург, Краснодар, Саратов, Одесса). В самом празднике тоже ничего нет про обливание всех, кого увидишь. Кто и когда придумал устраивать в Новосибирске эту вакханалию?

Фото: Владислав Некрасов

Поделиться
Photo
Anton Zhuravlyov
Директор по развитию. Спорт, бизнес, земельные участки

Традиции праздника Купалы испокон веков были связаны с огнем, водой, травами (прыгание через костер, поиски цветка папоротника, обмен венками, купание в утренней росе). У многих славянских народностей день Купалы являлся днем очищения, обновления. Например, в Белоруссии собирали по всем дворам старые ненужные вещи, вывозили в определенное место, где после сжигали. И очищение это, естественно, было привязано и к огню, и к воде. Купание же в этот день было обязательным обычаем для всех славянских народностей. Считалось, что с этого дня из водоемов выходила вся нечисть и можно было купаться до Ильина дня без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. Поэтому неудивительно, что со временем представление очищения водой переваривалось под современную действительность и, вкупе с празднованиями Дня Нептуна в советской и немного постсоветской России, прижилось в русском обществе в форме обливаний. В настоящий момент считается, что облитый в день Купалы очищен от всяческой черни и наделен счастьем и удачей.

Сам я не верю ни в языческое толкование Купалы, ни в, тем более, православную трактовку праздника Иоанна Предтечи. Ибо всё это байки, придумки и вообще от лукавого ;) (наука решает!). Но, тем не менее, склонен поддерживать традиции наших предков-славян, не считая это чем-то шокирующим, а, напротив, считая веселой народной забавой, отличающей нас от других народов. Простите, но испанцы, например, вообще тоннами томатов друг друга обкидывают, заваливая ими улицы города - и все, включая "гостей города", рады этой традиции и стремятся поучаствовать.

И, прямо касаемо Вашего вопроса, никто не "придумал устраивать в Новосибирске эту вакханалию", а это вполне всероссийское явление. Я родом из Красноярска и все детство мы всем городом обливались на Купалу (тогда еще никто не возмущался, хотя масштаб обливаний был несравним с тем сирым и убогим, что сейчас в Новосибирске). Затем я жил в Томске около 8 лет, и, вы не поверите, но там тоже жива эта традиция и все повсеместно устраивают обливания. После этого была служба на Дальнем Востоке, где мы, находясь в отрезанном от цивилизации гарнизоне, 7 июля устраивали водные бои, все: от матросов до офицеров! Также я успел застать этот праздник в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Белгороде... Другое дело, что только в Новосибирских СМИ публикуется столько недовольства, желчи и злобы относительно этого праздника (что, кстати, совпадает с официальной позицией РПЦ, которая в Новосибирске отличается сильным влиянием на все институты общества).

Основная проблема, по моему мнению, в том, что у многих обливающихся, ввиду пробелов в воспитании, отсутствует т.н. "чувство меры". И в пылу своей игры они начинают выходить за рамки участников этой самой игры. Проще говоря, для решения социального конфликта вокруг этого праздника, достаточно объяснить своим детям, друзьям, коллегам и т.п., что "Хочешь обливаться - обливай обливателей". И, соответственно, что обливать посторонних людей, случайных прохожих, заливать ведра в автобусы и тем более обливаться с высоты - не просто дурной тон, но и административно наказуемо. Кроме того, поможет и выделение отдельных площадок в общедоступных местах под организацию мероприятий, посвященных этому веселому празднику (наподобие Фестиваля Красок). На эти площадки в течение дня могли бы съезжаться все желающие поучаствовать в водяных боях, а те, кому не по душе такие забавы, остались бы дома.

11
0
Photo
Константин Голодяев
сотрудник музея города Новосибирска

В Ново-Николаевск съехались люди со всей России. Особенно много их было с Волги, где Иван Купала был очень распространённый праздник. И, конечно, они привезли свои традиции. Ну, а сибиряки, в частности, новосибирцы, — народ жизнерадостный, оптимистичный. Они их с удовольствием приняли.

Лето у нас короткое. И в такие жаркие дни такое развлечение вполне понятно.Только это не должно выливаться в обливание случайных прохожих, женщин, пожилых и т.п. Или быдлообливаний с балконов, автомобилей. Обливаешь – отвечай. Обливания, кулачные бои, взятие снежного городка – исконно русские национальные забавы. Это весёлая игра одного лагеря против другого, уходящая глубоко во времена языческих верований предков.

Но сейчас она переживает бум. Это сейчас только ленивое СМИ обойдёт тему обливания стороной. Раньше этого просто не замечали. Я специально смотрел прессу прошлых лет, и никаких заметок о таком празднике не нашёл — ни в дореволюционных, ни в послереволюционных газетах. Единственное, что попадалось какой-нибудь фельетон-жалоба.

Но мальчишки ждали этого праздника во все времена.

4
0
Photo
Александр Романовский
социолог, специалист по субкультурам

Я думаю, что это связано прежде всего с тем, что Новосибирск, несмотря на свою псевдостоличность, на самом деле являет собой город, в котором очень много различных культур, и эти культуры пересекаются. Мы говорим не о национальностях, а о таких вещах как уличные культуры, субкультуры, может быть, жители спальных районов, которые приезжают в центр на каждый День города, потому что это, по правде говоря, их праздник. Потому что, скажем так, коренные жители центра предпочитают уехать на 9 мая и на День города, тогда как жители отдалённых районов и жители нашей необъятной Новосибирской области стремятся туда приехать. Мне кажется, что связь может быть такая: люди узнали, например, из статьи на сайте «Новосибирские новости», о том, что в Первомайском сквере официально разрешены сегодня водные бои, и они туда едут со своих искитимов, нахаловок и прочих троллейных.

Ещё интересный момент: у нас центр города, центр России, по сути, расположен на верхушке большой-большой барахолки, которая у нас находится под землёй в так называемом переходе под «Под Строкой». На самом деле там тоже своя жизнь, свои культуры, свои нравы, и некоторые люди, которые там сидят целыми днями, грубо говоря, с 9 до 8 вечера, выползают, подобно зомби, на улицу и начинают творить какие-то такие вещи. И для них Ивана Купала — это, наверное, дико смешной и угарный повод, чтобы выйти и проявить свою демоническую и зомбическую сущность )) Шутка, конечно. Многие из обливающихся уже совсем взросленькие люди, которые веселились так в детстве и помнят, как это было классно. Сейчас они просто выросли, но остались детьми. Я считаю, что все именно в этом кросс-культурном диалоге, который не на национальных каких-то вещах завязан, а на «город - деревня», «большой район - малый район», «область - Новосибирск», «центр - периферия» — такие вещи.

0
0

Зарегистрируйтесь, чтобы отвечать на вопросы

Войти как организация