Правда ли, что был план строить метро в Новосибирске до Первомайки и Чемского — всего около 50 станций?

Фото: Татьяна Ломакина

Поделиться
Photo
Сквер
городской помощник

Действительно, согласно генеральной схеме развития метрополитена Новосибирска от 1981 года, подземка должна была бы состоять из пяти линий общей протяженностью 91,4 км. Эта схема приводится на сайте Новосибирского метрополитена.

В книге, выпущенной к 25-летию Новосибирского метрополитена, «Новосибирское метро. История строительства» рассказывается о том, как в начале 60-х годов после нескольких расчётов пришли к выводу: к 2000 году в Новосибирске численность населения достигнет 1 млн. 800 тыс. человек, что без создания подземного транспорта чревато коллапсом всей транспортной системы города. Так, транспортники убедили власти в необходимости разработки комплексной схемы развития всех видов городского транспорта до 2000 года с включением метрополитена.

Согласно воспоминаниям одного из сотрудников института «Новосибпроект» В. Я. Борисовского, «схем движения поездов под землёй родилось около десятка»: «Они помогли выявить основные направления маршрутов. Но, прежде чем их утвердить, провели эксперимент. Пригласили двадцать техников и дали задание: вот вам схемы, выберите наиболее удобный путь и вид транспорта из одного района в другой, к примеру, от центра до остановки „Башня“, на левобережье Оби. Каждый „курьер“ работал в одном из четырёх вариантов. В поездке на каждом виде транспорта, данном в выбранном варианте, он суммировал время, затраченное от остановки до остановки по всему маршруту. Такие поездки по всем вариантам провели из двухсот точек города. Их оценили по времени, учли напряжённость пассажиропотоков. На основании обширного цифрового материала, расчётов, специальных таблиц рождались будущие трассы Новосибирского метро».

Один из первых вариантов генеральной схемы линии Новосибирского метро выглядел так:

На основе выбранного варианта была разработана проектная схема развития всех видов городского пассажирского транспорта, по которой намечалось построить четыре линии метрополитена общим протяжением 52,1 км с 36 станциями, из которых 25 станций глубокого заложения и 11 станций мелкого заложения. Общая длина перегонных туннелей глубокого заложения 16,39 км, а мелкого — 31,75 км. Максимальное расстояние между станциями — 3,1 км, минимальное — 0,95. Станционные платформы длиной 156 м были рассчитаны на 8-вагонные составы. Начало строительства первой очереди метрополитена намечалось в 1975 году, а окончание — 1980 году. В первую очередь строительства включалось 11,0 км пути с 9-ю станциями.

Проект комплексной схемы впервые рассмотрел Исполком городского Совета депутатов 15 февраля 1971 года. А 26 марта 1971 года, комплексную схему рассмотрел и утвердил исполком областного Совета, и все материалы направили на экспертизу в Госплан РСФСР и Госстрой РСФСР. 8 сентября 1971 года Совет технико-экономической экспертизы Госплана РСФСР рассмотрел схему и сделал ряд замечаний и предложений, но неесмотря на это, в целом комплексная схема экспертной комиссией была одобрена. Две недели спустя схема была утверждена в Госплане РСФСР.

Первый этап подготовки к строительству метро в Новосибирске занял десять лет. За эти годы отдел транспортных проблем института «Новосибгражданпроекта» создал проект комплексной схемы перспективного развития всех видов городского пассажирского транспорта, который состоял из 12 томов пояснительной записки, 25 томов приложений, 77 картосхем, диаграмм, картограмм и 330 томов материалов обследования.

Проект выполнялся в двух вариантах: первый с изменением трассы первой очереди для захода на вокзал «Новосибирск-Главный», второй — по ранее утверждённой схеме, но с заходом на вокзал отдельной линии. Из воспоминаний проектировщиков: «По первому варианту предлагалось трассу метро пустить не по Красному проспекту, а от площади Ленина направить прямо на вокзал, при этом станция "Площадь Ленина" располагалась вдоль Вокзальной магистрали. С вокзала трасса должна была пройти под Челюскинским жилмассивом, выйти на перекрёсток улиц Нарымской и Железнодорожной, здесь намечалось разместить станцию метро, далее трасса выходила на Красный проспект в районе существующей станции "Гагаринской", в ТЭО она называлась "Кропоткинской", и шла через площадь Калинина до аэропорта, где предполагалось разместить станцию "Северную". В этом варианте пересадочной была станция "Гарина-Михайловского", а не "Сибирская". Это давало возможность с вокзала попасть и на площадь Калинина, и в левобережную часть города без пересадок. На этом варианте особенно настаивали руководители города и области».

Секретарь обкома КПСС Ф. С. Горячев и председатель облисполкома В. А. Филатов, пытаясь отстоять свою позицию, направили в Москву письмо с просьбой разрешить в техническом проекте первой очереди метрополитена в г. Новосибирске разработать только один вариант трассы метрополитена через Вокзальную площадь. «Он в наибольшей степени решает транспортную проблему города на ближайшие 30 лет и полнее отвечает нуждам города, нежели трасса линии по Красному проспекту; строительство метрополитена в этом случае в меньшей степени парализует жизнь города, и особенно его основных транспортных артерий — Красного проспекта и площади имени В. И. Ленина», — писали областные руководители. Но когда были просчитаны оба варианта, оказалось, что этот вариант менее экономичен: во втором варианте было на одну станцию меньше, да и трасса метро была значительно короче.

29 ноября 1978 года Советом Министров СССР технический проект был, наконец, утверждён. По проекту предусматривалось построить в первую очередь двухпутную протяжением 11,3 км Ленинскую линию с 9 станциями («Площадь Калинина» — «Гагаринская» — «Красный проспект» — «Площадь им. Ленина» — «Октябрьская» — «Речной вокзал» — «Спортивная» — «Студенческая» — «Площадь Маркса») и однопутный перегон длиной 1,8 км Кировской линии с двумя станциями «Сибирская» и «Вокзальная». Кроме того, должны были быть построены две ветви: двухпутная к вагонному депо от перегона «Красный проспект» — «Гагаринская» и однопутная, соединяющая Ленинскую и Кировскую линии, между перегонами «Площадь Ленина» — «Красный проспект» и «Сибирская» — «Вокзальная». Общее протяжение первой очереди метрополитена составляло 13,1 км, а с учётом ветвей 15,6 км. К первой очереди работ были отнесены также метромост через реку Обь, инженерный корпус на ул. Крылова, база стройиндустрии и вагонное депо, размещаемое в долине Первой Ельцовки.

Что из этого удалось все мы знаем.

Есть ещё несколько вариантов схем. Например, вот такая: насчитывает пять линий и 45 станций.

Но есть и вот такая перспективная схема развития новосибирского метрополитена, которую архитектор Алексей Журавков представил в 2009 году в рамках проекта «Архитектура никогда». На ней Новосибирское метро тянется не только до Академгородка, но и до Бердска.

7
0
Photo
Михаил Карнеев
Специалист по тестированию ПО, аспирант

Если посмотреть на официальную схему от 1981 года, которая на официальном сайте метрополитена, можно увидеть, что она немного устарела. Например, на левом берегу станции "Заводская" и "Комсомольская", если их построить, никогда не получат своего пассажиропотока. С другой стороны, большие Юго-Западный и Северо-Чемской жилмассивы не получат транспортной доступности, хотя им метро тоже нужно. Это все потому, что 40 лет назад застройку города планировали иначе, чем она есть сейчас. И любая "перспективная" схема метро должна планироваться в комплексе — с дорогами, жилой застройкой и т.д. Поэтому ответственные структуры власти этим занимаются на будущее — даже если не построят, план должен быть. Чтобы знать, где что строить, если появятся деньги.

Есть и более современная схема на сайте мэрии, вот по этой ссылочке, ее не очень легко разглядеть, т.к. там не только метро, а вся транспортная инфраструктура, но синие кружки это как раз станции метро, и их там тоже немало, даже, кажется, больше, чем на советской схеме. На сайте мэрии есть еще немало планов, можно посмотреть здесь . В реальности же будет неплохо, если у нас за ближайшие 5 лет хотя бы пару новых станций метро появится.

Ну а если хочется помечтать, то можно заглянуть на этот форум, там куча перспективных схем, которые придумывают такие же люди, как архитектор Алексей Журавков (некоторые, на мой взгляд, даже более интересные). Возможно, только зарегистрироваться придется для просмотра картинок.

5
0
Photo
Timur Gabbasov
SA

На официальном сайте метрополитена есть страница с планом развития, который основан на документе, созданном еще в СССР (Постановления Совета Министров СССР от 30.03.81 N 312 ). Там и картинка есть:


PS: К сожалению, я не нашёл оригинала документа на просторах сети, чтобы подтвердить хоть как-то написанное у них на сайте, поэтому остаётся верить им на слово. Консультант+ знает только: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 30.03.1981 N 312 (ред. от 13.01.1989) «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела» — явно не то, а в педивикии источником указан сайт Новосибирского метрополитена.

Может, я плохо искал документ и найдутся люди, которые знают, где он (документ) лежит и какой у него статус на сегодняшний день.

4
0

Зарегистрируйтесь, чтобы отвечать на вопросы

Войти как организация