Правда ли, что Стоквартирный дом такой «кривой», потому что Сталин перепутал проекты?

Фото: Татьяна Ломакина

Поделиться
Photo
Игорь Поповский
председатель правления Новосибирского союза архитекторов, доцент кафедры архитектуры в НГАХА, член новосибирского отделения общества охраны памятников (ВООПИК)

Этот миф начался с гостиницы «Москва», у которой фасад тоже был асимметричен. Легенда такая: было два варианта фасада, которые были совмещены на одном листе, Сталин расписался посередине, и было непонятно, какой из этих фасадов одобрен, поэтому было принято такое асимметричное решение. На самом же деле ничего общего с реальностью строительства гостиницы «Москва» у этого мифа нет.

У Стоквартирного дома тоже несимметричный фасад — правый и левый его углы сильно отличаются: правый угол выпуклый, а левый, наоборот, впуклый. Миф о том, что так получилось из-за подписи Сталина, перекочевал к нам из Москвы и также ничего общего с реальностью не имеет.

Дело в том, что Виталий Масленников — один из архитекторов Стоквартирного дома, — судя по тому, что мне рассказывали его ученики, был весьма неординарным человеком. Он имел хорошее образование, был сослан в Сибирь, где попал на кафедру к Крячкову, а потом совместно с ним работал. И с этим связана ещё одна красивая легенда. Крячков готовился сдать проект Стоквартирного дома, а Масленников сказал ему, мол, иди уже домой, и ночью вроде как поправил фасады, которые впоследствии стали столь известны и популярны. Масленников учился за рубежом и имел практику во Франции, Германии, немного зданий у него реализовано в Москве. Так вот есть у определённых французских объектов такая традиция, когда у объектов, выходящих на разные улицы, квартальные углы делают неодинаковыми. Вероятно, в Стоквартирном дома Масленников отразил эту традицию.

Это один из возможных вариантов причин. Потому что по сути дела все объекты сталинской эпохи были симметричны, а этот дом был другим. Он получился в стиле ар-деко, причём французского неоклассицизма. Поэтому он столь хорошо был принят во Франции на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Тем более, что одним из членов комиссии был архитектор Огюст Перре, а в этом здании есть определённые тектонические решения железобетонной неоклассической архитектуры Огюста Перре.

Замечу ещё, что Стоквартирный дом очень сильно подчинил своё окружение. Поэтому здания, которые строили за ним (например, у Сибревкома жилой дом), они имеют масштаб и тектонические детали, как у Стоквартирного.

17
1
Борис Рогов
Краевед-любитель.
Нет в русском языке слова "впуклый", есть вогнутый.
16 сентября 2016 в 08:34