Сколько лет Новосибирску на самом деле?

Поделиться
Photo
Евгений Антропов
историк, сотрудник Музея города Новосибирска

Сколько лет Новосибирску? Одни считают, что 123, другие — 311. В Новосибирске, как и в большинстве городов России, из-за унификации революционных праздников День города празднуется с 80-х годов. Уже тогда поднимались дискуссии по поводу возраста Новосибирска. Есть общепринятая дата, согласно которой начался Новосибирск в 1893 году — это дата высадки десанта инженеров-мостостроителей, начавшего строительство железнодорожного Транссиба в последнее воскресение июня. Есть и такие варианты: 1891 год — начало строительства Транссиба, 1894 год — начало строительства моста, 1897 год — окончание строительство моста и формирование посёлка, 1904 год — посёлок получил городской статус. А ведь есть ещё истории сёл, которые город поглотил: старейшее Кривощёково, например, было основано на рубеже XVII и XVIII веков, как считается, казаками — служивыми людьми, которые в свою очередь были направлены по государственному указу, чуть ли ни лично Петром Первым. Это получается, даже раньше Санкт-Петербурга.

Так сколько же на самом деле?

Исходя из характера города как, во-первых, торгово-транспортного узла, во-вторых, города при железной дороге, в-третьих, финансово-индустриального поселения начала XX века, (а это всё — специфические городские функции), то строительство железнодорожного моста — главная веха, от которой можно вести отсчёт. Самое главное — общественный договор, а он сейчас склоняется всё же к 1893 году, то есть Новосибирску 123 года.

9
0
Photo
Наталья Минина
научный сотрудник Новосибирского краеведческого музея

1893 год – дата основания Новосибирска. На мой взгляд, она единственно верная. Что касается «общественного согласия», то каждый гражданин вправе иметь свое собственное мнение по поводу возраста города, но вопрос в том, насколько оно аргументировано.

Дату 30 апреля 1893 года историки взяли для отсчета нового города не случайно – по сведениям участника тех событий Николая Литвинова, в этот день из города Колывани в село Кривощеково приехал «конный поезд» инженера Г.М. Будагова – начальника строительства железнодорожного моста через Обь. Подчеркну: это единственное свидетельство с указанием точной даты, причем Литвинов ошибочно написал «31 апреля». Сам Н.П. Литвинов приехал на строительство дороги в качестве фельдшера. Весной 1893 г. в районе будущего города началось строительство железной дороги сразу в двух пунктах: на ж.д. станции «Обь» и у реки Каменки, где начались подготовительные работы для строительства Обского моста. Непосредственно к строительству моста приступили через год, весной 1894 года. Совершенно очевидно, что именно железнодорожное строительство «взорвало» это место для новой жизни, для образования нового города.

Разногласия по поводу возраста Новосибирска связаны еще и с тем, что исследователи единогласно считали статус нового поселения нелегальным на протяжении долгого времени, чуть ли не до 1903 г. (потому что не были исследованы источники по этому периоду). Но это не так: уже летом 1894 г. в поселке началась раздача участков «для усадебной оседлости» в соответствии с планом поселения. С этого времени поселок существовал вполне официально, в связи с чем население будущего города начало расти в геометрической прогрессии. Нужно отметить, что поселение уже на этапе зарождения показало свой городской, а не сельский, характер, хотя подавляющая часть поселенцев – крестьяне.

Что же касается старых сел на месте Новосибирска, с которых некоторые ведут историю города, то нужно отдавать себе отчет в том, что в конце 19 века благодаря строительству Транссиба в Сибири начинается бурный процесс урбанизации, характерный в то время для всей России. Этот процесс нужно отделять от предыдущих периодов освоения Сибири – военно-колонизационного и вольного крестьянского, в результате которых и появились многие села и деревни современной Новосибирской области. В сравнении с урбанизацией у этих процессов, как говорили ранее советские историки, разные движущие силы, и смешивать всё воедино – значит нарушить основные принципы исторического исследования. Вести отсчет с села Кривощеково тем более странно, ведь при строительстве моста оно было полностью снесено. Встречается и такое мнение, что город должен был появиться на левом берегу, как более обжитом. Но дело как раз в том, что на Левобережье все земли были поделены между крестьянскими обществами. На правом же берегу было достаточно большое свободное пространство – кабинетский бор, на месте которого и вырос город. Таким образом, наш город родился исключительно благодаря железнодорожному строительству. И в этом плане Новосибирск – большой умница: он появился в нужном месте и в нужное время.

4
0