В каких вузах Новосибирска есть льготные места для инвалидов детства, а также где есть специальные программы для глухонемых студентов?

Поделиться
Photo
Людмила Осьмук
директор Института социальных технологий и реабилитации НГТУ

Для инвалидов (инвалидов 1 и 2 группы, инвалидов детства) бюджетные места выделяются во всех вузах и по всем направлениям подготовки, в соответствии с законом выделяется квота в 10 %, при этом в эту квоту входят не только инвалиды, но и сироты, т.е. все льготные категории. Но нужно понимать, что когда квота заполняется, то образуется конкурс между этими лицами.

Наш Институт социальных технологий и реабилитации НГТУ ориентирован прежде всего на обучение ребят с нарушениями слуха. Заметим, что сейчас нет термина глухонемые и слепые, а есть - лица с нарушениями слуха (в т.ч. глухие и слабослышащие) и незрячие и слабовидящие. Дефиницию «глухонемые» использовали классики сурдопедагогики в 30-е годы прошлого века. У нас в ИСТР есть и другие нозологии, в том числе, с ДПЦ, диабетом, с другими заболеваниями. Единственное требование к ребятам, которые к нам поступают – это высокий балл в аттестате, потому что у нас конкурс аттестатов между ребятами с инвалидностью и достаточно жесткая система обучения, так как это все-таки университет, и наши требования достаточно высоки.

У нас в ИСТР есть два уровня образования: высшее и среднее профессиональное (колледж и вуз) в колледже 9 специальностей, вузовских 3 направления. Мы набираем больше инвалидов, чем эти 10 %, однако наша структура носит инклюзивный характер. Т.е. у нас обучаются и ребята здоровые. Сам принцип построения нашего внутреннего пространства заключается в том, что есть форма и реабилитационная, когда ребята глухие учатся отдельно, потому что они сами так хотят или им рекомендовано учиться отдельно и так легче получить знания, и инклюзивная, когда ребята, у которых слух отсутствует не полностью, учатся в группах вместе с остальными ребятами.

Ассистивных технологий – того, что связано с сопровождением, техникой, оборудованием, методиками обучения инвалидов – у нас достаточно для того, чтобы обучать все нозологии. Но нужно понимать, что в вузе мы прежде всего должны подготовить профессионала, независимо от ограничений по здоровью – ведь и здоровый ребенок тоже может не успевать по программе. Поэтому если человек успевает, способен учиться и получить те профессиональные компетенции, которые предполагает стандарт, ограничений не может быть в принципе. Но для глухих ребят это, к сожалению, сложно.

Вообще у любого вуза по нынешним правилам должна быть инклюзивная среда, вуз должен принять студента с любой инвалидностью. Я знаю, что НГУ давно берет слепых ребят – к ним тоже все поступают, но именно по слепым у них хорошее оборудование и сопровождение. Мы занимаемся скорее глухими, хотя у нас, повторюсь, есть все нозологии. У нас на сегодняшний день обучается 240 человек с инвалидностью, и есть ребята с инвалидностью на других факультетах, мы их сопровождаем. В НГПУ есть Институт детства, который также работает с разными нозологическими группами, но таких студентов у них меньше, чем у нас. Что касается других вузов, они еще в самом начале пути, инклюзивная среда там только создается.

3
0

Зарегистрируйтесь, чтобы отвечать на вопросы

Войти как организация