Зачем Оперный театр понадобилось строить таким гигантским?

Фото: Татьяна Ломакина

Поделиться
Photo
Юрий Лобанов
сотрудник Музея города Новосибирска

Потому что он задумывался не как обычный театр, а как Дом науки и культуры — «синтетический театр панорамно-планетарного типа» в стиле конструктивизма. Он должен был объединить цирк, планетарий, кино, театр и водные представления. Согласно первоначальному проекту во время праздников колонны демонстрантов, идущие по Красному проспекту, должны были входить через боковые ворота здания и проходить прямо по сцене, становясь частью авангардного коммунистического спектакля. Кроме того, сцена должна была выдерживать автомобили или даже трактора из демонстраций, отсюда появился миф, что на сцену Оперного может выехать танк. Чтобы вместить всё это, здание должно было быть огромным.


Строительство началось в 1931 году. Когда стены и купол были построены, выяснилось, что проект нельзя реализовать в полном виде из-за нехватки денег. Ограничились театром в неоклассическом оформлении – с середины 30-х годов в СССР началась борьба с конструктивизмом. После этого Дом науки и искусства стал «простым» Оперным театром. От масштабного проекта остались только колоссальные размеры здания. Зато теперь мы можем гордиться тем, что Оперный театр – третий по величине театр в Евразии (после Осло и Шанхая). На его сцене может разместиться до 1000 человек — это самая большая сцена в России. Кроме того, в 1941-45 годах недостроенное здание театра превратилось в самое большое в мире временное хранилище музейных ценностей.

Я мечтаю,чтобы когда-нибудь Оперному театру вернули его изначальный, авангардный облик, и реализовали все задумки синтетического театра. Это была бы достопримечательность, на которую бы специально ехали смотреть со всего мира.

8
0
Photo
Олег Викторович
Перформер, строитель, артист, www.bogema-nsk.ru, творец, директор направления "Авангард НовоСибирска КОНСТРУКТИВИЗМ " в НФ "ЕВРАЗИЯ -СИТИ", президент фонда по защите ПА "Дом с часами ", сибиряк.

Это удивительный пример эпохи великих мечтателей, которые не боялись ставить перед собой задачи космических масштабов! По первому проекту Гринберга и Киренского — "Дом науки и культуры "(ДНиК) — состоял из шести корпусов соединённых переходом. Потом к работе подключились Бардт и Курилко, которые разработали для ДНиК специальную систему «Теомасс», здание должно было стать «театром техники и реальной обстановки» (воздух, вода, техника, колонны демонстрантов и т.д. ). Проектировался «сверхмеханизированный театр планетарного типа», при необходимости трансформируемый в цирк, планетарий, бассейн или панорамный кинотеатр. Была идея подвижного купола, который бы сдвигался, открывая звёздное небо, и на котором возможно устраивать световое шоу и светопроекцию. Купол разрабатывали швейцарский профессор Пастернак и инженер Матери, но они не смогли разработать технологию возведения купола, эту сложную работу выполнил молодой местный инженер Полыгалин, который достиг наивысшего предела рационального использования железобетона (рабочая оболочка купола всего 8 см! , это всего 1/750 часть диаметра!!!).

После критики и по сути разгрома конструктивизма, в 1933 году к руководству проекта и строительства подключается Борис Гордеев и его группа. С этого момента окончательно решено строить театральное здание «без выкрутасов». В 1937 году макет здания удостоили Гран-при на Всемирной выставке искусства и техники в Париже. К сожалению, в этом же году объявлены вредителями и арестованы Полыгалин и Бардт. Объект назван «самым большим и неудачным детищем конструктивизма»...

Теперь это один из самых известных и интересных символов НовоСибирска, который по сей день потрясает своими масштабами и архитектурой, являясь центральной точкой города, его гордостью и славой!

Более полные сведения вы можете получить в книге-альбоме «Конструктивизм в архитектуре НовоСибирска», автор Иван Невзгодин. Это самый лучший и полный сборник о «последнем русском искусстве» в нашем городе. Автор идеи и директор — Татьяна Юрьевна Тайченачева, директор НФ «ЕА-СИТИ», а теперь и член общественного совета по сохранению памятников архитектуры. Осенью под её руководством выйдет второй тираж этой замечательной книги, дополненный вновь обнаруженными материалами. Рекомендую.

5
0